Главная // Книжная полка


ГАЛИНА СЛЁЗКИНА

МГНОВЕННОЕ И ВЕЛИКОЕ БЛАЖЕНСТВО ДЕТСТВА
О повести «Адвокат Горшочек» Татьяны Олейниковой

Повесть известного поэта Татьяны Ивановны Олейниковой заслуживает особого внимания, заслуживает особого разговора. Важно, чтобы читатель оценил, как художественные, так и духовные достоинства этого произведения.

Озадачивает странность, необычность названия повести. Но когда начинаешь читать, то буквально с первых строк повествование завораживает, увлекает — не можешь оторваться! Читаешь, и удивляешься: поразительно!


Любой из нас помнит своё детство; помнит его как наиболее яркую и незабываемую пору своей жизни. Однако, кто же из нас способен воспроизвести столько нескончаемых событий! Во всей последовательности, в такой зримой выпуклости деталей, будто это было вчера! Эта живость и свежесть описываемых образов, поразила меня ещё в «Первом лирическом отступлении — Капель». Но ведь эта яркость впечатлений маленькой девочки, которые она получает от самой обыденной реальности повторяется на продолжении всего повествования. И если учесть тот факт, что эти свои почти младенческие воспоминания воспроизводит зрелая, пожившая на этом свете женщина, то… Да простит меня Господь, но…

Мне вдруг вспомнились Апостолы, запомнившие Евангелие со слов Христа... но ведь на них, по утверждению христиан, сошёл Святой Дух. А как же могли столь досконально остаться в памяти впечатления трёхлетнего ребенка? Хотя, подобный феномен — иначе не скажешь — есть у Ивана Бунина, в романе «Жизнь Арсеньева». Там тоже от лица трёхлетнего мальчика даются удивительные воспоминания. Значит, это тоже дар от Бога! Иначе не объяснишь...

Татьяна Ивановна в самом начале повествования пишет буквально следующее: «Мне захотелось вернуть это мгновенное и великое блаженство, которое называется — Детство, то единственное время, когда нет Горя, даже если оно рядом с тобой, когда нет Беды, даже если она угрюмо скалится из-за тёмного-претёмного угла. Потому что нет там самого страшного — Предательства. Потому что мама ни за что не променяет тебя на другую девочку, потому что отец никогда не отвернётся и не возьмёт за руку другую девочку»…

Главная ценность повести, на мой взгляд, состоит в том, что среди мутного потока современной книжной продукции Татьяна Олейникова продолжает замечательную традицию, идущую ещё из далёкого девятнадцатого века. Я имею в виду тему детства в русской классической литературе. Достаточно вспомнить повесть Льва Толстого — «Детство» чтобы убедиться в том, что тема эта далеко не второстепенна. А сколько их написано, замечательных произведений, посвящённых незабываемой поре детства! Например, повесть «Детство Никиты» Алексея Николаевича Толстого, или повесть «Иваново детство», которую написал Н. Г. Гарин-Михайловский. Важно отметить, что в русской литературе тема детства составляла, можно сказать, определённое направление. Но, к сожалению, это направление, подобно засорённой и мелеющей реке, незаметно превращалось в тощий, едва приметный ручеёк.

Произведение, о котором пойдёт речь, оно словно бы наполняет мощным потоком тот самый, оскудевающий ручеёк литературы не просто детской, но написанной как бы самими детьми. Пусть читателю это не покажется странным.

«Мне захотелось вернуть это мгновенное и великое блаженство, которое называется — Детство, то единственное время, когда нет Горя, даже если оно рядом с тобой, когда нет Беды, даже если она угрюмо скалится из-за тёмного-претёмного угла. Потому что нет там самого страшного — Предательства. Потому что мама ни за что не променяет тебя на другую девочку, потому что отец никогда не отвернётся и не возьмёт за руку другую девочку»…

Я повторяю эти слова автора, потому что в них заключена вся суть произведения, выявлены все запечатлённые ценности жизни человеческой, а в частности золотой поры детства. Автор наделяет своё произведение чувством предельной искренности, и даже называет героиню, от имени которой ведётся повествование, своим именем — Татьяна. А точнее — Таня, потому что это маленькая девочка, которой не исполнилось ещё и трёх лет. Именно она вспоминает своё детство, рассказывает нам бесконечные, порой просто удивительные истории…

Первые впечатления маленькой Тани — ранняя весна, висящая высоко над окном сосулька — большая, переливающаяся на солнце всеми цветами радуги… Девочка выбегает во двор, а там уже тепло, блестят на солнце лужи, смешно кукарекает молодой петушок. И во всём этом ребёнок видит торжество жизни. В этом чудится нечто глубоко символичное, ведь недавно закончилась война — самая страшная в истории война. Хотя… Чего стоят её последствия! Голодное полунищее существование. Разруха, голод, холод. И ещё страшные отголоски войны — оставленные немцами снаряды, подрываясь на которых, дети погибали или калечились. Обо всём этом мы узнаём от Тани. Более того, она говорит о том, что её папа вернулся с войны без ноги и ходит на протезе. А её любимая бабушка Фрося получила похоронку на своего сына Павла…

Однако же, весь драматизм описываемых событий, показанный сквозь призму детского восприятия, он как бы смягчается. Что бы ни случилось, если человечку три-четыре года и он очень смышлённый, если рядом с ним папа и мама — молодые, сильные, любящие — он живёт в ином, бесконечно счастливом мироощущении. Радость бытия вытесняет собою все теневые стороны реальности. Это, собственно говоря, и есть детство. Острое, хоть и неосознанное ощущение детства. И вот это неосознанное ощущение детства с удивительной полнотой отображает автор повести «Адвокат Горшочек».

И даже драматичные события, описанные в таких главах, как, например, «Мамино сердце», «Пожар», «Прощай бабушка Фрося»… они, конечно же, с болью и слезами переживаются маленькой Таней. Однако, всё же они не настолько травмируют душу девочки, чтобы в ней что-то безнадёжно и надолго сломалось. От этого защищает её именно её возраст, та особая неповторимая пора, имя которой — детство.

При этом, надо помнить, что детство — это очень быстротечная пора. А уж в памяти взрослого человека оно остаётся ещё более коротким, нежели оно было в реальности. Поэтому события горестные, вызывающие душевную боль, тут же сменяются ощущением радости, всепобеждающего восторга, всеми теми впечатлениями, которые бывают только в детстве.

Хочется несколько отступить от начатой темы, чтобы вспомнить образ, едва ли не самый главный и замечательный во всём произведении. Это, конечно же, бабушка Фрося… И в данном случае, автор изображает вполне традиционную ситуацию в русской семье, когда родители уходят на работу, а дети остаются на попечении бабушки. Она и наготовит, и накормит, и сказку расскажет. По сути, весь процесс воспитания детей у неё в руках… На мой взгляд, образ бабушки — большая творческая удача автора. Неизгладимое впечатление оставляет в душе читателя её уход из жизни. Даже название главы — «Прощай, бабушка Фрося», производит на читателя ощущение невосполнимой утраты. А вот как восприняла это горе сама Таня: «Бабушка Фрося умерла, — пишет автор, — как дедушка Яша, как Сталин. Это была уже вторая смерть в нашей семье. Я, получается, хоть и маленькая, но уже два раза была на похоронах... А это — третья.

Что такое смерть, я не понимала. Но я уже тогда поняла, что бабушки уже никогда не будет со мной. Никто не будет так любить меня, как моя бабушка Фрося».

Им всем некогда... Подобные утраты — это напоминание о том, что время летит, и та светлая тропинка, безоглядно летящего детства, становится всё короче, и короче….

И, на смену печали так же быстро приходит радость. Детство — пора острых эмоций и сильных впечатлений. Но, как правило, впечатления радостные обычно преобладают над грустными. То же самое мы наблюдаем и в повести Татьяны Ивановны Олейниковой. Светлый образ любимой бабушки Фроси, навсегда останется в памяти её маленькой героини. Однако, быстро — очень быстро! — летит время, и жизнь ребёнка наполняется новыми красками, новыми чувствами, новыми событиями.

Даже по названиям глав, можно догадаться о новых впечатлениях маленькой Тани. «Лечебные прогулки», «Велосипед», «Папина сказка»… При этом надо отметить, что Таня рано научилась читать. И может быть благодаря этому, несмотря на свой юный возраст, она уже способна любоваться окружающей природой, тонко чувствовать тот же приход весны, или же приближение зимы…

Особое значение имеет заключительная глава — «Новый дом». Начало жизни в новом благоустроенном доме, куда перебирается на жительство вся Танина семья — это уже, как бы завершение данного произведения. Далее пойдут уже другие события и другая история.

И, всё же, вопреки этому, читатель совсем не испытывает закономерного чувства грусти; грусти расставания с повестью, с её необычно светлой, жизнеутверждающей страной детства, с маленькой героиней. Этому препятствует последняя, совсем крохотная главка. «Ещё совсем не конец», так она называется. Звучит она бодро, и многообещающе. Ведь впереди у Тани так много светлых и радостных страниц детства. И может быть, мы о них ещё почитаем.

2017



Публикуется по авторской рукописи




Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2017


Следующие материалы:
Предыдущие материалы: