Сейчас на сайте
Сейчас 33 гостей онлайн
Рекламный блок
«МАГИЧЕСКАЯ СИЛА РУК И ДУХА»
05.09.2013 16:24 | Автор: Людмила Булгакова
к 165-летию со дня рождения выдающегося скульптора, Е.А. Лансере.
(24 августа 1848 – 4 апреля 1886)
24 августа мировое культурное сообщество отметило 165-летие со дня рождения Е.А. Лансере – выдающегося русского ваятеля, непревзойденного мастера жанровой и анималистической скульптуры.
Белгородский государственный художественный музей также не остался в стороне от этой юбилейной даты и подготовил персональную выставку малого формата, на которой зритель впервые увидит все произведения Е.А. Лансере из фондов музея: «Запорожец после битвы» (1873), «Бегство» (конец XIX века), «Прощание казака с казачкой» (конец XIX века).
(24 августа 1848 – 4 апреля 1886)
24 августа мировое культурное сообщество отметило 165-летие со дня рождения Е.А. Лансере – выдающегося русского ваятеля, непревзойденного мастера жанровой и анималистической скульптуры.
Белгородский государственный художественный музей также не остался в стороне от этой юбилейной даты и подготовил персональную выставку малого формата, на которой зритель впервые увидит все произведения Е.А. Лансере из фондов музея: «Запорожец после битвы» (1873), «Бегство» (конец XIX века), «Прощание казака с казачкой» (конец XIX века).
Работы Лансере отличаются очень сложной композицией с большим количеством деталей. Особую ценность его работам придает то, что скульптор всегда ваял двойной портрет: верхового и его верного спутника коня. В скульптуре «Запорожец после битвы» Е.А. Лансере изобразил казака, в привычном жесте вытирающего шашку о гриву своего коня, и трофейную лошадь, добытую в сражении, тоскливо оглядывающуюся в поисках своего убитого хозяина. Кони в скульптуре «Бегство» предстают перед зрителями живыми и дышащими, словно не бронза, а ток разгоряченной крови струится по телам животных. В лепке этих благородных созданий равных Лансере не было, и нет. Скульптура «Прощание казака с казачкой», поступившая самой последней в фонды музея в 2001 году, наполнена романтическим настроением.
Е.А. Лансере родился 24 августа 1848 года в Моршанске, Тамбовской губернии в семье военного инженера. Дед его был в молодости наполеоновским солдатом, который после тяжелого ранения остался в России. С самого детства особой страстью Евгения Лансере были лошади. В конюшне мальчик пропадал часами, делая зарисовки с натуры, фигурки лошадей из воска. Работы тринадцатилетнего мальчика отец показал профессиональным художникам – И.К. Айвазовскому и П.К. Клодту, которые, не смотря на высокую оценку его творческих способностей, все же не рекомендовали отдавать Женю в Академию художеств, чтобы не погубить уникальность его таланта. Так знаменитый Лансере по воле случая остался самоучкой, что не помешало, а напротив помогло ему развиться как уникальному скульптору.
По настоянию своего отца Евгений Лансере оканчивает юридический факультет Петербургского университета. В 1870 году получает ученую степень кандидата права. Четыре года честно посвящает службе в министерстве финансов, но после выходит в отставку и целиком отдает себя ваянию. В 1872 году за целую серию бронзовых жанровых статуэток, удостаивается диплома классного художника первой степени. Через год на его работы обратит внимание уже Европа. В 1874 Лансере на одной из собственных выставок познакомится со своей будущей женой Екатериной Бенуа, происходившей из знаменитого рода художников и скульпторов Бенуа. В том же 1874 году 4 ноября Императорская Академия художеств, вручила Евгению Александровичу Лансере диплом почетного вольного художника. Его можно было бы назвать абсолютно счастливым человеком, если б не плохое самочувствие. Жизнь, казалось, только начиналась, когда конец ее был так близок. Диагноз «чахотка» в XIX веке был равносилен смертному приговору. Счет жизни пошел на дни. Зная, как мало ему отпущено, Евгений Александрович работал днем и ночью. Во-первых, чтобы обеспечить достойное будущее шестерым детям; во-вторых, он просто хотел оставить о себе память. По совету врачей Лансере переехал на дачу графов Кушелевых-Безбородко под Петербургом, где обычно гостили многие члены семейства Бенуа... Но все было напрасно, туберкулез прогрессировал. Спасаясь от болезни, Евгений Александрович купил себе дом в уютном малороссийском селе Нескучное недалеко от Харькова. Лансере не сдавался. Он боролся со смертью до последнего дня, до последнего часа...
Его произведения экспонировались и на Всемирных выставках в Париже, Лондоне, Вене, Филадельфии, на Всероссийской выставке в 1882 году. В 1886 году состоялась первая персональная выставка мастера, где было представлено около ста работ. Но жизнь его была далека от достатка. Не получая никакой помощи от Академии художеств, скульптор был вынужден работать в основном по заказам частных лиц. Сокрушительный недуг и жесточайшая нужда заставили продать авторские права на семнадцать работ владельцу бронзолитейной фабрики Феликсу Шопену. В дальнейшем права не единожды переходили из рук в руки, а частные фирмы быстро поставили его творения на поток. И сегодня можно встретить современные отливы с его оригинальных форм.
Евгений Александрович Лансере создал в себе художника исключительно сам, чуткое мастерство его словно с ним родилось, а совершенству своих творений был обязан лишь только собственному таланту, саморазрушительному трудолюбию и невероятному упорству. Он скончался на 38 году жизни в своем имении «Нескучное» (Харьковская губерния) 4 апреля 1886 от тяжелой и продолжительной болезни, оставив после себя четыреста блистательных творений, разлетевшихся по всему миру. Трое детей Лансере: Евгений, Николай и Зинаида продолжили творческую стезю своего отца. Евгений стал художником, Николай – архитектором, а Зинаида Серебрякова стала первой русской женщиной художницей получившей мировое признание. Ее графические работы представлены в фондах Белгородского государственного художественного музея.
Е.А. Лансере родился 24 августа 1848 года в Моршанске, Тамбовской губернии в семье военного инженера. Дед его был в молодости наполеоновским солдатом, который после тяжелого ранения остался в России. С самого детства особой страстью Евгения Лансере были лошади. В конюшне мальчик пропадал часами, делая зарисовки с натуры, фигурки лошадей из воска. Работы тринадцатилетнего мальчика отец показал профессиональным художникам – И.К. Айвазовскому и П.К. Клодту, которые, не смотря на высокую оценку его творческих способностей, все же не рекомендовали отдавать Женю в Академию художеств, чтобы не погубить уникальность его таланта. Так знаменитый Лансере по воле случая остался самоучкой, что не помешало, а напротив помогло ему развиться как уникальному скульптору.
По настоянию своего отца Евгений Лансере оканчивает юридический факультет Петербургского университета. В 1870 году получает ученую степень кандидата права. Четыре года честно посвящает службе в министерстве финансов, но после выходит в отставку и целиком отдает себя ваянию. В 1872 году за целую серию бронзовых жанровых статуэток, удостаивается диплома классного художника первой степени. Через год на его работы обратит внимание уже Европа. В 1874 Лансере на одной из собственных выставок познакомится со своей будущей женой Екатериной Бенуа, происходившей из знаменитого рода художников и скульпторов Бенуа. В том же 1874 году 4 ноября Императорская Академия художеств, вручила Евгению Александровичу Лансере диплом почетного вольного художника. Его можно было бы назвать абсолютно счастливым человеком, если б не плохое самочувствие. Жизнь, казалось, только начиналась, когда конец ее был так близок. Диагноз «чахотка» в XIX веке был равносилен смертному приговору. Счет жизни пошел на дни. Зная, как мало ему отпущено, Евгений Александрович работал днем и ночью. Во-первых, чтобы обеспечить достойное будущее шестерым детям; во-вторых, он просто хотел оставить о себе память. По совету врачей Лансере переехал на дачу графов Кушелевых-Безбородко под Петербургом, где обычно гостили многие члены семейства Бенуа... Но все было напрасно, туберкулез прогрессировал. Спасаясь от болезни, Евгений Александрович купил себе дом в уютном малороссийском селе Нескучное недалеко от Харькова. Лансере не сдавался. Он боролся со смертью до последнего дня, до последнего часа...
Его произведения экспонировались и на Всемирных выставках в Париже, Лондоне, Вене, Филадельфии, на Всероссийской выставке в 1882 году. В 1886 году состоялась первая персональная выставка мастера, где было представлено около ста работ. Но жизнь его была далека от достатка. Не получая никакой помощи от Академии художеств, скульптор был вынужден работать в основном по заказам частных лиц. Сокрушительный недуг и жесточайшая нужда заставили продать авторские права на семнадцать работ владельцу бронзолитейной фабрики Феликсу Шопену. В дальнейшем права не единожды переходили из рук в руки, а частные фирмы быстро поставили его творения на поток. И сегодня можно встретить современные отливы с его оригинальных форм.
Евгений Александрович Лансере создал в себе художника исключительно сам, чуткое мастерство его словно с ним родилось, а совершенству своих творений был обязан лишь только собственному таланту, саморазрушительному трудолюбию и невероятному упорству. Он скончался на 38 году жизни в своем имении «Нескучное» (Харьковская губерния) 4 апреля 1886 от тяжелой и продолжительной болезни, оставив после себя четыреста блистательных творений, разлетевшихся по всему миру. Трое детей Лансере: Евгений, Николай и Зинаида продолжили творческую стезю своего отца. Евгений стал художником, Николай – архитектором, а Зинаида Серебрякова стала первой русской женщиной художницей получившей мировое признание. Ее графические работы представлены в фондах Белгородского государственного художественного музея.
Людмила Булгакова
Следующие материалы:
- Журнал «ДОБРОДЕТЕЛЬ» на Книжной полке ЛБ
- ВИТАЛИЙ ВОЛОБУЕВ на Книжной полке ЛБ
- ИГОРЬ ЧЕРНУХИН на Книжной полке ЛБ
- ЖУРНАЛ ЗВОННИЦА НА НАШЕМ САЙТЕ
- АНАТОЛИЙ ФОРОВ В НАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ
- ВИКТОР МЕРЗЛЯКОВ В НАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ
- ЛЕОНИД МАЛКИН В БИБЛИОТЕКЕ ЛБ
- БЛУЖДАЮЩИЙ СВЕТ. НЕОЖИДАННАЯ ПЕРЕКЛИЧКА ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ
- ПОЭТ МИХАИЛ РУДАКОВ ТЕПЕРЬ В БИБЛИОТЕКЕ ЛБ
- МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЛЕНЭР С ЭЛЕМЕНТАМИ ФУТБОЛА
Предыдущие материалы:
- ВОЗВРАЩЕНИЕ САВОТЧЕНКО
- ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА КОЗЬМИНА
- ЧИСТО КОНКРЕТНОЕ ИСКУССТВО
- ФОТОПОВЕСТЬ О ДВУХ ГОРОДАХ
- ОСКОЛЬСКАЯ ЛИРА 2013. РЕЗУЛЬТАТЫ
- ГРАФ НУЛИН В ОБЛАСТНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
- ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ В ПУШКИНСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ
- СМЫСЛ БЫТИЯ ПО НИКОЛАЮ ЧЕРКЕСОВУ
- МУЗЫКАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ ГАРМОНИЯ
- БЕЛГОРОДСКАЯ ПАЛИТРА ОБРЕЛА ХОЗЯЙКУ
Последние комментарии
- Тамара ДРОНОВА. ИЗ ЮНОСТИ ДАЛЁКОЙ
Очень романтично, спасибо за эмоции Подробнее
28.12.14 14:47
Девочка Бон - ПОДСНЕЖНИК. Владимир МИХАЛЁВ.
Как будто в прошлое вернулся, любовь свою вспомнил... Спасибо за это авторы и сайту Подробнее
16.11.14 18:39
Проникшийся - Плакали девушки на поле... Владимир МИХАЛЁВ.
Всего несколько слов - а какая мощь! Подробнее
05.05.14 23:57
Нектос - Огорошен не горошиной... Владимир МИХАЛЁВ.
Ах.... Подробнее
07.12.13 11:11
Ирина П. - НЕПОГОДЬ. Владимир МИХАЛЁВ.
Очень понравилось. Так образно Подробнее
07.12.13 11:06
Ирина П. - НЕПОГОДЬ. Владимир МИХАЛЁВ.
Погодь непогодь, дай немного тепла денёчек хоть Подробнее
30.10.13 16:55
Проходящий - НЕБО И ЗЕМЛЯ. Владимир МИХАЛЁВ.
Вроде так просто, но становится так тепло Подробнее
30.10.13 16:53
Проходящий - ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Очень интересный рассказ! Думала, что быстренько прочту начало и вернусь к работе, но сама не заметила, как втянулась и дочитала до конца! Хотелось бы, чтобы таких концовок в реальной жизни было побольше! =) Подробнее
28.10.13 10:42
Олька - ПЕЛАГЕЯ
Кайфово теть Люсь,читал не отрываясь:) Подробнее
17.09.13 00:17
Миша - ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Григорий, прочитала на одном дыхании. Написано столь реалистично что кажется не читаешь, а видишь происходящее наяву. Я очень люблю фильм "Не могу сказать прощай" (это где девушка Лида помогает встать на ноги Сергею брошенному женой после травмы позв... Подробнее
18.08.13 10:38
Ольга-14