Главная // Книжная полка


ГАЛИНА СЛЁЗКИНА

ВОТ ОНА, НАША ТРАГЕДИЯ!

О рассказах Александра Тарасова


Как волнуют душу коротенькие рассказы, написанные, что называется на злобу дня, а точнее сказать, о самом насущном и волнующем, о том, что не оставит равнодушным никого. В данном случае речь пойдёт о рассказе Александра Тарасова «Батя». Казалось бы, запечатлён самый простенький, бытовой сюжет… Измотанная проблемами мать, уехавшая жить в райцентр, потому что в разрушающейся деревне негде доработать до пенсии. К тому же там пустует квартира, доставшаяся от умершей родственницы. С нею живёт сын Мишка, который учится в техникуме. Ну а в деревенском доме остался отец. Батя, который пьёт самогон, неделями не выходит из запоя. К нему-то и наведывается сынок. Понятно, что и мать волнуется; переживает, как бы батя с перепоя чего не натворил. Да и харчишек ему подбросить тоже надо… Ну, и что тут особенного, интересного, может спросить читатель.

Однако, читая рассказ, понимаешь, что в нём ярко и талантливо запечатлена острая социальная драма, пережитая нашей страной в девяностые годы. И вся она как-то вместилась в банальный и незатейливый сюжет… Мать в рассказе, как и любая русская баба, извечто тянет на себе весь воз. Ну а мужик, или батя — квасит! Неделями лакает свой злющий самогон. И всё же… Копни поглубже, уважаемый читатель! Поглубже вникни в текст. Он ведь совсем коротенький! Как же всё уныло и горестно в этом повествовании! Начиная с промозглой осенней слякоти, холодного, продуваемого ветром автобуса и вонючих дешёвых сигарет, которыми дымит водитель. Как пишет автор: «Водила злился и достаточно громко матерился». В ответ на что одна из пассажирок выдала столь красноречивую фразу: «Господи, что за нелепая страна у нас». Кажется, к этому уже и добавить нечего.

Однако же, от того, как описан Мишкин приезд в родительский дом, попросту сердце сжимается: «К огромному Мишкиному удивлению, отец был трезв, во всяком случае ступал он твёрдо и мыслил ясно, и в тот момент, когда Мишка вошёл во двор, отец сидел на низенькой самодельной дубовой скамеечке возле собачьей будки и гладил Буяна — смесь овчарки с дворнягой. Буян положил голову ему на колени и преданно смотрел в глаза».

Читая эти строки, мне хотелось плакать. Сердце моё просто сжималось от боли за судьбу обездоленного хозяина, за этого преданного пёсика, за всё эту, столь милую моему сердцу, деревенскую усадьбу, которую бросили… которую будто бы предали… Вот она, наша трагедия! Наша беда, о которой уже столько сказано-пересказано!...

Щемящие переживания читателя обостряются повествованием о том, что Мишка, как и его отец, которого он ничуть не осуждает, всеми фибрами души привязан к родной деревне, в которой прошло его детство, вся его совсем ещё недолгая жизнь. Он понимает отца, который вопреки всем зловещим переменам попытался сохранить разрушающийся уклад деревенской жизни. Однако, пробуя стать так называемым фермером, наивный и доверчивый, он столкнулся с непробиваемой подлостью новоявленных хозяев жизни. А потерпев крушение своих мифических планов, он и кинулся в пьянку. От безысходности, от того, что некуда больше приложить свои умелые крестьянские руки.

Вот он сюжет! Вот она, вся непоправимая трагедия, постигшая нашу великую страну в конце минувшего века. И так коротко, так внятно об этом написано! Как мне кажется, именно с этих коротеньких рассказов — о некоторых я написала выше — именно с них начинается русская литература ХХI века.

2022



Публикуется по авторской рукописи


На страницу Галины Слезкиной

Галина Слёзкина, Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2022


Следующие материалы:
Предыдущие материалы: