Главная // Студии // Младость // Илья Чесноков. Учитель и ученик. 2021

ИЛЬЯ ЧЕСНОКОВ

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК

Басни

МАРТЫШКА И ЗЕРКАЛО


Высокомерность и самовлюблённость
Даны Мартышке были с первых дней.
В других лишь видя серость и безвольность,
Она пыталась их куснуть больней.

Найдя случайно зеркало в овраге
И, заглянув в него, раскрыла рот.
Мартышке не хватило чуть отваги
Признать, что отражение не врёт.

Мартышка зеркало швырнула, распрямилась.
И, обращаясь в общем ни к кому,
Произнесла: «Скажите мне на милость.
Ну кто со мной сравнится наяву?»

Мораль сей басни нам понять не сложно.
Кто день и ночь в себя самовлюблён,
Пусть к зеркалу подходит осторожно.
Чтоб искривлений не увидеть в нём.


МАРТЫШКА И ЛЕВ


Мартышка, прыгая по веткам,
Вертелась ветреной кокеткой.
Кричала, что умна без меры,
И что подруга Мельпомены.

И, возомнив себя культурной
И к человеку ближе всех,
Она с деревьев, как с трибуны,
Стихи читала нараспев.

Учить, воспитывать и спорить
Ей нравилось и день, и ночь.
Мирить, журить и даже ссорить,
И выгонять из леса прочь.

В себя поверив безгранично,
Швыряя дерзкие слова,
Она решила, что первично
Всегда, везде, во всём права.

Но тут про нашу обезьянку
Прослышал Лёва — Царь зверей.
И приказал, чтоб самозванку
К нему доставили скорей.

Один лишь взгляд, одно движенье:
Мартышка падает без сил.
Психоз какой-то, наважденье.
Лев на беседу пригласил.

В пыли мартышка чуть живая:
«И в чём была я не права?»
И, пот с мордашки утирая,
Она прильнула к лапам льва.

Лев оглядел её неспешно,
И ухмыльнувшись огласил:
«Ты повела себя успешно.
Потратила ты много сил.

Но все слова, прыжки, гримасы —
Всё без системы, напоказ.
Чтобы нести идеи в массы
Тут царский нужен мой указ».

Лев приподнялся, распрямился,
Окинул взглядом горизонт.
И рявкнул так, что прокатился
Рык до заснеженных высот:

«Теперь Мартышка в услуженье
К Нам поступает навсегда.
Коль у неё такое рвенье,
Талант в стихах и даже в пенье.
И в муках творческих терпенье,
То остальное — ерунда.

Ей предоставлена свобода:
Иль воспевать, что я хочу,
Или с утра при всём народе
Я её просто проглочу».

Мартышка даже и не знает:
Смеяться ей или рыдать.
Глаза несмело поднимает
Без воли что-либо сказать.

Она почти уж на работе.
Сухой паёк и то, да сё.
Но день и ночь работать в поте!
Как она всё перенесёт?

«Ну что, согласна?», — водопадом
Ударил в голову вопрос.
Мартышка: «Ну, раз это надо,
То, да», — кусая пыльный хвост.

И вот прошло немало срока.
Мартышка лижет лапы льва.
Талант свой выбросив далёко
Поёт чужие лишь слова.

Мораль сей басни такова:
Кто бегал только лишь вприпрыжку,
Попробуй ты понять Мартышку,
Что в услужении у Льва.


ЛЕБЕДЬ, РАК, ЩУКА
и четвертый персонаж


И вот прошло значительное время.
Герои наши выбились из сил.
И, скинув лямки — тягостное бремя,
Вдруг каждый о своём заговорил.

Лебедь:


Ну как вы не поймёте, мои други,
Что в небесах простор у облаков!

Рак:

От жадности ты лопнешь от натуги.
Средь нас ты явно ищешь дураков.

Щука:

Ах, небо! Высота такая,
Что падать вниз без крыльев не резон.
И по земле не стоит, пыль глотая.
Давайте в воду стащим наш возок.

Рак:

Ты что, зубастая? В какую ещё воду?
Там всё промокнет, сгинет, пропадёт.
Давайте средь камней запрячем ношу.
Никто чужой поклажу не найдёт.

Лебедь:


Рак пятиться горазд в любую щелку.
И, как хвостом своим ты не крути,
Любого ты готов и за копейку
Клешнёй своей разрезать на куски.

Пока соседи спорили и злились
Проснулся наш четвёртый персонаж.
Крота ходы подземные открылись,
И крот решил идти на абордаж.

Прокоп, отход, трёхкомнатные норы.
И вот возок уходит вглубь земли.
Там у крота несметные просторы,
Что груз с телегой можно не найти.

Герои наши быстро обернулись.
По-человечески вскричали: «Как же так?!»
И грустно в свои кельи потянулись,
Друг друга обзывая, так и сяк.

Ну что ж, пора и нам мораль какую
В конце истории прочитанной изречь:
Пока одни то спорят, то воюют,
Другие выгоду пытаются извлечь.


УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК


Средь скал могучих, cнега и ветров
Орёл — учитель обучал птенцов
Высокопилотажному полёту,
Чтоб совершать удачную охоту.

Птенцы старались с упоеньем.
Все выполняли упражнения.
Орёл — мудрейший педагог,
Старался он во всю, как мог.

Но в стае средь учеников
Не может быть без остряков
И непослушных, и драчливых.
И тут попался нерадивый,
Упрямый, дерзкий и ворчливый.

Орёл методик знал немало,
Но, чтобы этого нахала
Возможно было осадить,
Пришлось курсанта проучить.

И вот по практике занятье.
Для хулигана – как распятье.
Ведь он теорию не знал.
И как хотел, так и летал.

Герой наш получил заданье:
Взлететь к Светилу мирозданья,
Там покружить средь облаков
И вниз в отряд без опоздания.

С трудом добравшись до высот,
(ему уже не до красот),
Исследовав температуру, яркость
И, оценив заданья важность,

Пустился он к себе домой,
Но долетел едва живой.
Устав, птенец шлифует когти,
Когда давно все на охоте.
Друзья вернулись все с уловом,
Но сыт не будешь только словом,

А наш птенец сидит, рыдает
И клюв об перья очищает…
Сей басни смысл таков, друзья:
Дерзить учителю нельзя!


2021

Публикуется по рукописи


Олег Роменко, Виталий Волобуев, подготовка и публикация, 2021


Следующие материалы:
Предыдущие материалы: