ИРИНА КУЛАКОВА
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания Белгородского государственного университета.
ЛИРИЗМ КАК СВЕТ, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ТВОРЧЕСТВО
Размышления о первой и двенадцатой книгах В.И. Бабина
Только что вышел в свет новый поэтический сборник Владимира Ивановича Бабина.
Банальная «сладость острых ощущений» под пером поэта превращается в «Карамельное лезвие», и когда берёшь в руки изящный, лёгкий сборник стихов, поразительно искусно оформленный художницей Ириной Шведовой, сразу же предвкушаешь нечто особенное. В предисловии, написанном Виталием Волобуевым, предчувствие необычности нарастает: известный поэт, один из первых читателей новой поэтической книжки называет автора «другим Бабиным».
ЛИРИЗМ КАК СВЕТ, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ТВОРЧЕСТВО
Размышления о первой и двенадцатой книгах В.И. Бабина
Только что вышел в свет новый поэтический сборник Владимира Ивановича Бабина.
Банальная «сладость острых ощущений» под пером поэта превращается в «Карамельное лезвие», и когда берёшь в руки изящный, лёгкий сборник стихов, поразительно искусно оформленный художницей Ириной Шведовой, сразу же предвкушаешь нечто особенное. В предисловии, написанном Виталием Волобуевым, предчувствие необычности нарастает: известный поэт, один из первых читателей новой поэтической книжки называет автора «другим Бабиным».
Инакость Владимира Бабина самому себе – сатирику, сказочнику, острослову, политику, общественному деятелю, публицисту, патриоту, гражданину и всё же, думается мне, в основе своей лирику (и я буду говорить именно об этом), – проявлена в дневниковой обнажённости некоторых новых стихотворений, невидимой нитью соединённых с уже прежде опубликованными, знакомыми стихами. Связь эта заключена в общей заряженности всех разножанровых стихотворений сборника повышенной откровенностью. Сравнение с дневником не случайно: перед читателем как будто мелькают запечатлённые в слове мгновения жизни. Автор, Владимир Бабин, относит стихотворения сборника к альбомным стихам, как правило, написанным по случаю и обращённым к конкретному адресату. Такое признание содержит и «обнажение приёма» появления каждого отдельного стихотворения, и объяснение обращенности к разным героиням. Причем говоря «разные», я имею в виду не только множество появляющихся на страницах сборника женских образов, но и их несомненную неодинаковость, разнородность, непохожесть, и различное отношение к каждой из героинь лирического героя, который тоже, естественно, изменчив, по ситуации.
Но простит мне мое несогласие автор по поводу высказанного им предположения об альбомности помещенных в сборник стихотворений. Вряд ли героине «Старой истории», которой «за полтинник» и которая «частенько пьёт», придёт в голову мысль предложить бывшему возлюбленному, поэту, «альбом с давно забытыми стихами», которого у нее, скорее всего, нет, где он оставит свой автограф стихотворения, похожего больше на жестко-грустную эпитафию, чем на мадригал. Хотя отдельные стихотворения сборника вполне можно причислить к альбомной лирике («Вечернее», «Философское», «Прощальное»). Мне видится в стихотворениях «Карамельного лезвия» доминирующая дневниковость, мозаика бытия, запечатлённого в слове.
Тем не менее, поэтическое слово – написанное и произнесенное – не может быть полностью аутентичным жизни и ее ситуациям. Слово всегда перекраивает бывшее, свершившееся, произошедшее в действительности, приподнимает повседневность с ее суетой и отрадами встреч и свиданий, горестностью расставаний, изломанностью судеб, переводит ее в область, где частное вдруг оказывается знакомым, близким и оттого дорогим каждому человеку, кто, перефразируя Пастернака, «жил, чувствовал, любил, свершал открытья». Чувства и мысли лирического героя, безусловно, близкого автору, но все же не Владимира Ивановича Бабина! – это область перевоплощения события жизни в стихотворение.
Один из главенствующих в поэтической книжке мотивов – мотив поведения итогов. Он явно претендует на то, чтобы быть автобиографическим проявлением автора в лирическом герое: Владимир Иванович Бабин нынешней осенью отметил своё 60-летие. Эта «маленькая книжка» – его 12 авторская книга. Книга пронзительного лиризма. Это на самом деле «другой Бабин»? На первый взгляд, да, «другой».
Я предлагаю обратиться к его первой персональной авторской работе (до этого В.И. Бабин печатался в коллективных сборниках). Книга «Задолбаевские хроники» вышла в Белгороде, в издательстве В. Шаповалова в 1999 году. Тогда она сразу привлекла внимание читателя своим заглавием и художественным оформлением Сергея Расковалова, совпадающим по стилю с содержанием «Задолбаевских хроник». (Обратим внимание на то, что совместная работа над макетом каждой книги с художником для В.И. Бабина обязательна!)
Явно карикатурный стиль рисунков на обложке книги и в финале рассказов напомнит не очень молодому читателю широко известный в уже достаточно отдалённом прошлом журнал «Крокодил» и его юмористическое содержание.
Заглавие же книги заключает в себе намёк на более глубокое и серьёзное родство, вызывая у читателя ассоциации со знаменитой «Историей одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Надо признаться, чтение «Задолбаевских хроник» пробуждает весьма разноречивые настроения, не всегда радостные, но уж поскольку существует тезис, что «литература есть отражение реальности», то и «неча на зеркало пенять…»
«Задолбаевские хроники» – это почти двадцатилетний итог пребывания Владимира Бабина в журналистике и литературе. Его излюбленные жанры в это время – фельетон, сатирическая заметка «на злобу дня», острый отклик на современную жизнь. Стиль у Бабина по преимуществу разговорный (сказалось, видимо, его «концертное прошлое»: было время, когда свои монологи автор читал со сцены Белгородской филармонии). И есть все основания полагать, что в «застойные» 1980-е острое слово автора миниатюр имело несомненный успех. Кого тогда могли оставить равнодушным, не рассмешить байки об обывателе, добывшем с превеликим трудом престижную мебель, роскошное изданные собрания сочинений классиков, другие «редкие вещи» и спрятавшем все «материальные ценности» под чехлы и стекло, отгородившемся при этом ото всех (рассказ «Разговор в пустой квартире») или вечном во все совдеповские времена дефиците (рассказы «Монолог человека без связей», «Успокоился, «Очередь за чем-нибудь» и др.) ?!
Весело повсеместно посмеивались – ведь разрешалось! – над бездельниками из НИИ (например, «Головка наведения»), над провинциальным театром, привлекающим зрителей продажей пива в буфете (в книге В.Бабина целый цикл «театральных» зарисовок) и другими мелкими неприятностями и недостатками «текущего».
Как тут не согласиться с Феликсом Ефимовым, который эпиграмматически точно утверждает: «Сатиры горестен удел быть не ахти каким искусством. Иного положенья дел ее мишени не допустят»!
Увы, гласность и плюрализм, пришедшие на смену «застою», буквально «добили» жанры сатиры и юмора: некогда вкривь и вкось строящееся здание утопического социального рая рухнуло, и под его обломками осталось не так уж и много желающих посмеяться над тем, что воспринимается не просто грустно, скорее мрачно и даже трагично.
Казалось бы, вывод напрашивается сам собой и об избыточности жанра для социума конца 1990-х годов, и об избыточности самой книги, в которой сатира и юмор занимают преобладающее пространство.
Но удивительное дело! Книга трогает, книга волнует, заставляет пусть не смеяться, а горестно усмехаться над прочитанным о нашем несуразном бытии и быте.
Из фрагментов и лоскутков трех эпох – советской, перестроечной и «пореформенной» – возникает рисунок вздорно-неуклюжей жизни, в которой нет-нет да и промелькнет что-то человеческое, незащищенное, но и дорогое как раз своей сиротливостью среди всеобщего разлада.
Есть в сатирической прозе В.И. Бабина нечто такое, что доходит до сердца и души, а порой просто-напросто умиляет. Это «нечто» имеет совершенно определённое название. Это лиричность. Она проступает сквозь абсурдное существование героев бабинских новелл. Лиризм миниатюр, посвященных женщинам, детям, природе, совершенно очевидно свидетельствует о том даре слова, которым наделён В.И. Бабин.
И если человеку той эпохи нельзя избавиться от впечатления, что все «это уже», при чтении рассказов «Только за вас», «И это все о ней» ( в них, в рассказах, ощущается влияние «старшего брата» В.И. Бабина по жанру сатирических миниатюр Михаила Жванецкого), то в таких новеллах, как «Весна пришла», «Ребята, все за цветами», «Последний звонок», под пером автора глубоко личное, сокровенное обретает новое качество, оставаясь значительным и значимым для каждого. Именно в них автор снимает со своих героев маски пройдох, простаков, гнусных соглядатаев, лентяев, непрофессионалов, поднадоевших всем борцов за всеобщую «нравственность» и «праведность» (повествование, как правило, ведется от первого лица!) и позволяет проявиться лирическому герою, наблюдательному, отзывчивому, по-настоящему человечному и доброжелательному.
Особенно наглядно трансформация «маски» в человеческое лицо происходит в монологе «Последний звонок». Поначалу герой его – учитель выпускного класса – воспринимается как традиционно-карикатурная фигура, в 90-е годы прошлого столетия навязываемая сознанию нации нелепыми рекламными роликами. В соответствии с этим образом герой ведет бесконечный монологичный разговор (диалогичный монолог?) с невидимыми выпускниками, безуспешно пытаясь начать тот самый «последний урок». И за одну минуту до звонка с, казалось бы, несостоявшегося уже урока маска учительской задерганности, никчёмности и профессиональной непригодности исчезает, и появляется учитель, наставник, друг, спешащий сказать «главное о главном». И поразительное дело – успевает и говорит! Говорит, что всё хорошее и плохое в этих детках–акселератах «от нас». Понятно, не только от учителей, а от мира взрослых людей, и дети – как здесь возразить? – «наше отражение в зеркальце… наших сердец». Успевает сказать истину, не блещущую новизной, однако ситуативно чрезвычайно уместную, о различии мужчин и женщин, подкрепляя свои мысли таким афористичным выводом: «Мы погибнем в тот момент, когда перестанем различать, где женщина, где мужчина». И уверяет, что «это» не записать, запомнить, выучить, а «надо почувствовать». Сокрушается, что «про это» мало говорили десять школьных лет, и не стесняется сказать о задушевно-заветном: «Теперь-то я знаю: любовь – это когда до конца дней приятно смотреть на того, кто был ближе других. Это любовь. Остальное – техника…». Понимает, что и «этому нельзя научить»…
Учитель в рассказе Владимира Бабина «Последний звонок», сняв маску, становится той личностью, гражданственность которой, вероятно, определена самой профессией, проверена ее изначальной нравственностью и совестливостью. Поэтому он (в отличие от истинно виновных «сильных мира сего») способен признать ошибки «отцов», покаяться в них перед «детьми», напутствуя их перед выходом в большую жизнь: «Нам удалось только разломать, вам суждено строить. И я вас очень прошу, ребята, деточки мои, постарайтесь, миленькие построить что-нибудь такое, чтоб вашим детям ломать не пришлось. Вот тогда вы будете счастливы по-настоящему. По большому счету».
Владимир Бабин так интонационно верно выстраивает свою миниатюру, что самые банальные истины приобретают в ней свой первозданный смысл, осознаются как незатейливые, бесхитростные, но жизненно, насущно необходимые.
В книге «Задолбаевские хроники» существует как бы несколько жанрово-стилистических пластов, через которые автор проводит читателя. И читатель чувствует те изменения, которые претерпевает проза В.И. Бабина. От журнально-концертных миниатюр автор идет к собственно литературе. Один из путей, избранных Бабиным в этом направлении, – использование известных литературных сюжетов: их новое толкование, переосмысление.
Особенно симпатичны Бабину сказочные сюжеты, и он с видимым удовольствием изменяет, дописывает, перестраивает «Красную шапочку», «Репку», «Буратино», «Золотую рыбку»…
Наиболее удачно, как представляется, прием этот «сработал» в рассказе «У себя на крючке», где автор обратился к сюжету «Русалки». Собственно, берет из известной сказки писатель не весь сюжет, а лишь его небольшой фрагмент. Встреча героя со сказочной речной девушкой-рыбой нужен автору, чтобы «проверить» этого героя, Парамона Бамбукина, большого любителя рыбной ловли, на наличие в нем простых человеческих качеств – душевности и бескорыстия. Герой, как водится в русской классической литературе, испытания «этим любовным ожиданием» не выдерживает… Наказание же ему автор выбирает «по вере его»: «С тех пор у Парамона Бамбукина больше никогда не клевало».
Диалог героев весьма красноречив, хотя комментариев к нему автор не дает. Он лишь слегка – лексически и интонационно – акцентирует неуместность торгашеского настроя Парамона Бамбукина, явно полярного душевному состояния героини:
« - А клёв будет?
- А ты меня еще раз так обнимешь?
- Да без вопросов, радость моя! – Бамбукин почти что ликовал. – Мы тебя всем хором обнимем, лишь бы клевало!
- Жаль… – русалочка почему-то взгрустнула. – Я–то думала, что ты от души…
- А от чего же еще? – залепетал Бамбукин. – Конечно, от души, чего там…».
Понятно, что наказан любитель-рыболов за пороки, весьма распространённые и в нынешние времена и не всегда уже к порокам причисляемы: за черствость души, психологическую нечуткость, безмерное и неприкрытое корыстолюбие. Но именно в этих нравственных изъянах писатель видит приметы новой эпохи (рассказ написан в 1995 году, и дата его создания, думается, не случайно зафиксирована автором).
«Чужие» сюжеты у Владимира Бабина начинают свою собственную жизнь, что объяснимо, естественно и определено логикой данного литературного приема. Новая трактовка уже само по себе вовлекает читателя в занимательную игру «ума и воображения». Бабину не откажешь в смелости, с которой он ведет эту игру: его Буратино слушает и воплощает наставления папы Карло – и превращается в жалчайшего постперестроичного неудачника; сюжет «Репки» становится поводом – неисповедимы пути писательской фантазии ! – поговорить обо всех советских руководителях сразу.
Но вот еще о писательской смелости: воображение автора вторгается в область Библии, и он берется по-своему интерпретировать легенду изгнания из Рая. Им, слава Богу, движет не атеистическое желание побогохульствовать, а вечный для всякого, так или иначе прикоснувшегося к Древу Познания, вопрос. Этот вопрос с безжалостным постоянством будоражит Homo sapiens вот уже две тысячи лет: «Отчего мы такие? Порочные, негармоничные, разобщенные?» Ответ Бабина остроумен и не лишён оснований: по его мнению, из райского сада Ева- прародительница была выдворена не с Адамом, а со Змеем-искусителем, подающим надежды, талантливым, но – в противовес своему Наставнику – глубоко аморальным и беспринципным учеником Самого Всевышнего… А что же Адам? Его место в истории человечества определено Бабиным довольно своеобразно. Адам – опять-таки «вечный» тип ученого, человека непорочного и «не от мира сего». Оригинальность трактовки, предложенной автором «Задолбаевских хроник», заключена в том, что им расширена сфера влияния и деятельности Змея. Этот персонаж не только провоцирует Еву на нарушение Божьего Завета, но и становится вместе с обольщённой им подружкой прародителем человечества. Вот и ответ на вопрос о генезесе наших пороков, и вариант бабинской интерпретации происхождения Добра и Зла в каждой отдельно взятой человеческой особи…
Название книги дали рассказы «Тысяча… и одна ночь», «Фига из книги», «Тихая гавань в море знаний», «Правды ради врать негоже», местом действия в которых становится таинственный и фантастический город Задолбаевск. Однако реалии прозрачны и явно указывают, что это… Впрочем, так ли важно, чтобы читатель смог соотнести абсурдность существования персонажей писателя в несуразнейшем городке с конкретно-историческим городом и совершенно определёнными своими земляками-современниками? Думается, не в этом суть. Тем более что наша современность, слава Богу, ушла далеко от той нелепицы жизни и обстоятельств, которые, после чтения «Задолбаевских хроник» можно только и назвать, что «соционекультурными».
К рассказам «задолбаевской» тематики примыкает и рассказ «Перестройка с фонтаном». Вместе они дают карикатурно-заострённую сатирическую картинку постперестроечной действительности, из тьмы которой, казалось, и выхода нет… Два полюса жизни изображены писателем-острословом: на одном – дорвавшиеся к власти и деньгам «новые русские», на другом – спившееся или спивающееся большинство. Парадоксально, но и тех и других объединяет и даже роднит общее – безумно-абсурдное существование и отсутствие настоящего дела. «Есть ли выход?» Он в «рецепте» нормальной жизни, которым владеет Федотыч, «народный целитель» из «Перестройки с фонтаном»: «Не хочется ему ничего? Аппетиту нет? Ты поди-ка, помахай топором, навоз вилами пораскидай – вот и появится аппетит. За милую душу все трескать будешь, что ни подадут. Интерес к жизни пропал? Да нешто она жизнь? Палец по пальцу не ударил, на всем готовом сидит. Ясное дело, интереса не будет, Чужое ведь всё, душой не проник – какой тут интерес? Эх, люди…»
Этот внутренний монолог старика, обращённый к заочному пациенту из «новых русских» Митюкову, на самом деле адресован и к полюсным по отношению к Митюкову персонажам «хроник» – Витьке Чумкину и Митьке Драбоданову. Потому что рецепт Федотыча прост и действен во все времена и во всех обстоятельствах: работать с любовью и интересом к своему делу, в дело свое «проникнуть душой». Сейчас, когда тринадцать лет нас отделяет от конца 1990-х годов и жизнь явно преображена, и пространство нашего города стало по-настоящему социокультурным в своих формах и содержании, появляется чувство уверенности в том, что «доброе слово – тоже дело».
В книге этой есть раздел «Рифмы разных лет», который представляет читателю Бабина-лирика. Здесь читателя ждут интересные открытия. В качестве стихотворца Бабин разнолик: баснописец, поэт-гражданин, подлинный лирик. Побасенки на злобу дня непринуждённо соседствуют порой с явно газетными «опусами… к дню танкиста и дню физкультурника», однако вовсе не эти «обязательные» рифмы дают нам право считать В.И. Бабина поэтом.
Бабин предельно исповедален в своих лучших стихотворениях. И здесь не так уж важно, о чем он пишет – о России, ее нескончаемых военных конфликтах, об обретении ли свободы и всеобщей неготовности к ней или об одиночестве, любви, любимой женщине, природе, творчестве… Неважно, потому что в его стихах покоряет предельная обнаженность чувствований. На его стихи откликается душа, читая их и погрустить можно, и поплакать, и посмеяться, и веру свою укрепить в то, что «всё – не напрасно»…
Единство творчества В.И. Бабина при всем его многообразии особенно наглядным становится, когда перечитываешь старое и читаешь новое: неравнодушие к жизни и особое к ней отношение – с интересом и любовью – дает возможность утверждать, что лиризм – это качество личности, естественно вошедшее в разножанровые произведения поэта и писателя.
2013
Стихи
МАКС БЕССОНОВ
ВИТАЛИЙ ВОЛОБУЕВ
МАКСИМ ЗАКОРДОНЕЦ
ОЛЬГА КНЫШ
"Я видела: падает лист..."
"Я просто живу в музее..."
"Я люблю, когда ты просто
дома..."
"Небесный свод над нами
синий-синий..."
Плясунья
"Я не Бог, но все к тебе
вернется..."
"Все так неправильно, так
сложно..."
"Я никак не возьму в толк..."
"Когда женщина пишет
о бывших..."
Рецидив
"Люди обычно ломаются..."
Кофе со счастьем
"Спасибо за плечо,
подставленное в горе..."
"Мне кажется, что я могу
влюбиться..."
"Ты даже не знаешь, какой ты
опасный..."
Маме
Санки. Детство
"...и как-то не хочется помощи
НАТАЛЬЯ КОНДАУРОВА
ОЛЬГА КУСТАВИНОВА
АЛЕКСАНДР ОБЕРЕМОК
СЕРГЕЙ ПОСОХОВ
АЛЕКСАНДР САВИЦКИХ
ОЛЬГА ШАХРАЙ
ЕКАТЕРИНА ШЕВЧЕНКО
"В маленькой столовой на краю
пустыни..."
Элегия
Все спать легли
"И ты, ненастье, в клетчатом
платке деревенском..."
"В том заботливо-разрушенном
краю..."
"Ночь вырастет из зерна в
теченье часа..."
"Я объяснялась на мрачных
лестницах..."
"В руки которой весны свой
живот предадим..."
"Москва, стеклянная голубка..."
"Не обижай огней зелёных,
слабых..."
Письмо с Итаки
"По крикам ворон я
представить могу, не вставая..."
"Посиневшие ногти покойной
зимы..."
"Пойдём со мной на край
послушать флейту..."
"В самом сердце осени,
у печки..."
"Жизнь, меняльная лавочка,
всё ты звенишь..."
"Кто небом проходил, взмутив
лазурь, как воду..."
"Переделкино пахнет
веснушчатым снегом
февральским..."
"Я отказалась от счастья..."
"Кажется, нет, не поможешь..."
"Поздней ночью в потоках
дождя..."
"Замирающий центр. Ничего
не узнать..."
Воспоминания
Память
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЙЧЕНКО
"Ждет бабуля моя ответ..."
Восторг
Учёба
На погосте
"Февраль. Над пажитью летают
"Живу на этом белом свете..."
Россия
Законы природы
В жизни
Брак
У белого дома
Не приведи Господь
Паденье
Одиночество
Валентина
Разговор с дочерью
Вера. Надежда. Любовь
"С захода солнца до рассвета..."
"Какие ясные картины!.."
Все было...
Вина
Люди
Разговор
Поэту всё прощается
Стих
АНАТОЛИЙ ФОРОВ
Памяти Анатолия Форова
"Эти старые звуки осеннего
вальса..."
"Ещё вчера дожди шумели..."
"Дождями осень отрыдала..."
"Ещё листва сполна не облетела
"Запылали щёки у рябин..."
Осень
"На Белгородчине зима..."
"Над родимой сторонкой..."
"Январь. Крещение. Опять..."
"Споткнулся день о горизонт..."
"Какая русская зима!.."
Последний снег
"Уже рассвет издалека..."
"Какое утро зарождается!.."
"Спасибо вам, скворцы,
спасибо..."
Ливень
"Ночка, ливню радуясь..."
"Какая нынче благодать!.."
Родник
"Расстегнула ночь халат..."
"Сжигаю я вчерашнюю листву
"Скатилось солнце на покой..."
"В ранний час по холодку..."
"Как приятно бродить
раздольем..."
"Ну вот и задождило..."
"Вот и лето моё отзвенело..."
"Закат клубничный над
холмами..."
"Я бегу по листве за кричащей
последнею стаей..."
"Когда весенний грянет гром..."
АЛЕКСАНДР ХАРЫБИН
АЛЕКСАНДР ЯМПОЛЬСКИЙ
Белгородские фестивали
Рекламный блок